БИОГРАФИЯ

СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ

СПЕКТАКЛИ

КИНОРОЛИ

ФОРУМ, НОВОСТИ

ССЫЛКИ

АРХИВ

 

 

"Рад познакомиться, поэт де Бержерак"

Нет, ростановского Сирано он еще не сыграл. Кто знает, быть может, произойдет в его биографии и это. Ибо он создан для того, чтобы воплощать на сцене романтические образы. Все в нем, от внешности до манер, дышит чем-то нездешним, лирическим, возвышенным. Кажется, что он родом из Галантного века. Или из Серебряного - его легко представить в интерьере изысканного богемного салона, на балу во фраке, на великосветском приеме. И в его родном театре мимо этого качества не прошли. Во всяком случае, в нынешнем сезоне широкая публика познакомилась с новым романтиком московских подмостков - молодым актером театра "Сатирикон" Денисом Сухановым.

Он появился в театре четыре года назад, сразу после Школы-Студии МХАТ ( курс Авангарда Леонтьева ). Как водится, поначалу прошел массовки - выходил в эпизодах таких признанных хитов "Сатирикона" как "Трехгрошовая опера" и "Ромео и Джульетта". Что поделать: строгий худрук театра Константин Райкин считает, что каждый актер должен некоторое время побегать в массовках - это дисциплинирует и закаляет, как актерски, так и психологически. Наверное, это справедливо: "зазвездиться" раньше времени опасность есть всегда. Но это не про нашего героя. Хотя уже в массовке он обращал на себя внимание: высокий, невероятно пластичный ( как-никак профессиональная хореографическая подготовка плюс отменное чувство музыки ), с прозрачными глазами, обезоруживающей улыбкой и мягкими интонациями в голосе. И очень скоро большие роли не заставили себя ждать. Первым был лодочник Тоффоло, горячий влюбленный недотепа из феерической комедии "Кьоджинские перепалки" Карло Гольдони, затем последовал печальный искренний Сганарель в "Квартете" по одноактовкам Мольера. Ну и далее -со всеми остановками.

- Денис, как вам кажется, это правильно, когда актер, имеющий уже некоторое количество больших ролей, продолжает выходить на сцену в массовках?

- На мой взгляд, на каком-то этапе это необходимо. Это закалка, это проверка. Потом, Константин Аркадьевич говорит, что он на массовке проверяет людей, смотрит, как они ведут себя в этой ситуации. Он считает несправедливым давать человеку более крупную работу, если он несерьезно относится к маленькой.

- Большинство спектаклей, в которых вы заняты, поставлены Константином Райкиным; что он дал вам как режиссер?

- Любая роль требует колоссальных затрат и бешеной самоотдачи. И глядя на него, я учусь такому отношению к работе. Если что-то тебе дается, то надо выжать из этого все. Каждый шанс нужно использовать на все сто процентов.

- А свой первый выход на сцену помните?

- Конечно. Это как раз была массовка - в "Трехгрошовой опере". Помню, я очень волновался, потому что спектакль этот очень сложный технологически, там нельзя допускать никаких ошибок. Один неверный шаг - и ты летишь черт знает куда. Стреляющие орудия, разводные мосты, свет, музыка, плюс огромный, тысячный зал - все это очень пугало поначалу.

- И до сих пор волнуетесь, выходя на сцену?

- Да, всегда.

Особняком среди работ Дениса Суханова стоит экстравагантный музыкально-драматический спектакль "Мадам, еще...", поставленный на Малой сцене "Сатирикона" режиссером Гарольдом Стрелковым по песням Александра Вертинского. Вот его-то и сыграл Суханов. Вернее, не совсем его. Скорее, некий фантом, собирательный образ, сказочного героя, словно сошедшего со стильных черно-белых фотографий эпохи декаданса. Помимо прочего, он - еще и змей-искуситель, элегантно соблазняющий мечтающую о "красивой жизни" женщину, ироничный демон, предлагающий, подобно Мефистофелю, весь спектр удовольствий, но не требующий взамен душу. Вот где актеру пригодились его уникальная пластичность и врожденный аристократизм. Он "попал" в эпоху и стилистику, словно стрела в яблочко. Изысканный поэт с лукавым взором, поющими руками, утонченными манерами относит нас к временам Серебряного века, где поэтичность натуры всегда предполагает сочетание с пылкостью чувств, а горячее сердце - с ледяным разумом.

- Что было для вас самым интересным в этой работе?

- В первую очередь - сама фигура Вертинского. Я много о нем прочитал, и интересно было прикоснуться к его творчеству, вникнуть в его песни. А чем дальше, тем больше он заманивал меня в себя, в свои глубины, и мы все с головой в это ушли. А недавно Константин Худяков снял телевизионную версию этого спектакля.

- Скажите, вы ведомый актер, или предпочитаете диктовать свое?

- Абсолютно ведомый.

- Значит, с вами легко работать?

- Не знаю. У меня трудный характер. Я стараюсь этого не показывать, вспоминая какие-то ситуации из прошлой жизни, где я вел себя не лучшим образом. По гороскопу я Овен, поэтому я очень вспыльчивый, и порой иду на поводу у собственных страстей. Со мной бывает сложно, я это знаю, и поэтому постоянно борюсь с собой.

- А приходилось ли вам бороться с собой, переступать через себя для какой-то работы?

- Помню, когда в институте мы выпускали спектакль "Женитьба", где я играл Подколесина, у меня не получалось. И не получилось. И это были настоящие страдания, просто муки. Когда каждый день я шел на спектакль и знал, что все не получается, что все не то. Это тогда ужасно измучило, и я опасаюсь, что если такая ситуация вдруг повторится, то я просто могу сойти с ума. Притом что я вспоминаю сейчас себя тех времен - ведь совсем еще ничего не понимающий был, но то ощущение помню хорошо. И не хочу этого больше. Когда не получается - это очень тяжело.

В каждой ярко складывающейся актерской биографии обязательно бывает пик. А порой даже несколько. Нечто оглушительное - спектакль, фильм, скандал, - после чего о человеке начинают говорить решительно все. Таким пиком для Дениса Суханова стал "Шантеклер", самый громкий проект "Сатирикона" за все время его существования. Спектакль приняли по-разному: публика, критика и профессионалы по сей день спорят о его художественных достоинствах. Но в оценке исполнителя заглавной роли сходятся практически все. Да и сложно не заметить очевидные вещи. Гордый Шантеклер Дениса Суханова, любимец птичьего двора, воплощение солнечного света, всего яркого и ясного в этом мире, конечно, не Сирано де Бержерак. Но актеру удалось максимально приблизиться к этому образу. Его Шантеклер способен на все: он с легкостью командует своим небольшим королевством, да так, что ему охотно подчиняются все; он самозабвенен и неистов в любви ( кстати, еще одно редкое сегодня качество - умение играть любовь - присутствует у Суханова в полной мере ); он воспринимает мир как поэт - обостренно, пронзительно, с ноткой идеализма и ненавистью ко всему серому, грязному и скучному. Более того: когда грубая реальность почти одерживает верх, он даже после чудовищного слома на разрыв сердца, после крушения всего дорогого и важного, сохраняет способность жить дальше.

- "Шантеклера" критика приняла, скажем так, неоднозначно...

- Честно говоря, меня не очень интересует, что пишут. Столько сил забирает эта работа, что на такие вещи не стоит обращать внимание. Человек может написать или сказать плохое, а как потом играть, с этим грузом? Мне тут один человек наговорил всего, я потом ночь не спал, и на следующий день у меня не было физических сил играть. Вы представляете, каково это - сыграть семнадцать спектаклей подряд, без выходных? И когда в эти дни еще возникали какие-то отрицательные эмоции, было ощущение: уж лучше пусть ничего не говорят, ни плохого, ни хорошего. Ведь что почувствует человек, когда прочитает про себя плохое? Просто очень расстроится, вот и все.

- Как у вас сложились отношения с героем? Вы нашли общий язык?

- Думаю, что да. Я пошел по очень простому принципу: от себя. Всегда надо в себе искать черты характера, одни грани использовать, другие убирать, ретушировать. Но основа всего - ты сам. То, что есть в твоей душе.

- А актерская мечта у вас есть?

- Да. Я всегда хотел сыграть князя Мышкина.

Алиса Никольская