БИОГРАФИЯ

СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ

СПЕКТАКЛИ

КИНОРОЛИ

ФОРУМ, НОВОСТИ

ССЫЛКИ

АРХИВ

 

Фото Е.Цветковой

 

 

"Шантеклер" уже откукарекал
"Сатирикон" снимает из своего репертуара знаменитый спектакль "


Большое орнитологическое шоу "Шантеклер" покидает подмостки "Сатирикона". Спектакль, дорогой, шумный, яркий, на протяжении четырех лет собирал аншлаги. А еще он делил критиков на два воинствующих лагеря: убедительное "за" и категорическое "против". И уже одно это не оставляет сомнений в том, что "петушиная" история останется в летописи театра наряду со скандальными "Служанками" и новой одиозной трактовкой "Маскарада".

Встреча с Денисом Сухановым, исполнителем роли Шантеклера, состоялась как раз накануне Нового года. А поскольку мне, как прислушивающемуся к гороскопам обывателю, показалось странным, что "петушиную" историю убирают из репертуара театра именно в год Петуха, мой первый вопрос актеру был именно на эту тему.

- Это закон театра, выверенный временем: спектакль не может жить более пяти лет, - ответил Денис. - Наш Шантеклер прожил четыре, но таких бурных, что тянут на все пять. Его премьера была, наверное, самой беспрецедентной в театральном мире: он не сходил с подмостков 17 дней без перерыва. И аншлаг не прекращался. Если бы это происходило на Бродвее, это было бы нормальным, а для Москвы это случай уникальный. Но, увы, за несколько лет с любым, даже с самым талантливым спектаклем происходят необратимые изменения, после которых постановку уже играть нельзя. Вернее, играть-то можно, но это уже будет не тот продукт, который был с самого начала, - он будет хуже. Поэтому лучше вовремя уйти со сцены, чем дождаться провала.

О чем спектакль

МОЛОДОЙ самоуверенный петушок Шантеклер каждое утро своим пением заставляет Зарю взойти на небо и тем самым дает начало новому дню. По крайней мере, он сам так считает и в этом видит свое наивысшее предназначение. Разумеется, что любовь такого персонажа тоже выходит за рамки обычного птичьего двора. Пылкий куриный предводитель влюбляется в дерзкую экзотическую Фазаночку, с которой и сбегает в лес. Разумеется, к концу пьесы жизнь все расставляет на свои места: Заря, оказывается, встает и без петуха. А неземная любовь... к концу спектакля о ней уже и говорить не хочется - все как у всех. Однако даже после крушения своих самых важных жизненных идеалов Шантеклер все же находит в себе силы, чтобы не слиться с общей серой массой птичника и устремляется к "новым горизонтам".

- Ваш петух - едва ли не самый яркий из театральных персонажей последних лет. Благодаря этой роли о Денисе Суханове заговорили как о серьезном, талантливом и не "подающем надежды", а именно состоявшемся актере. Внезапная слава голову не вскружила?

- Да когда ей кружиться! Все работа, работа... А о своей популярности я узнаю из газет, или еще журналисты приходят и рассказывают о том, что я, оказывается, популярен. Мне, конечно же, приятно об этом слышать, но особо раздумывать некогда, каждый день репетиция, и снова по кругу.

- Значит, как у Льюиса Кэрролла: "Алиса, для того чтобы оставаться на месте, нужно бежать еще быстрей!"

- Даже не бежать, а мчаться со всех ног. А иногда и в прямом смысле. Недавно это буквально спасло мне жизнь.

- Кто-то посягал на жизнь молодой "звезды"?

- Ну не то, чтобы на жизнь, а... ну, как это поделикатнее выразиться... В общем, отыграли мы тут "Шантеклера", и я как-то неосмотрительно вышел через центральный вход. А там - фанатки! Вы только не подумайте плохого, я с уважением отношусь к своим поклонникам, а в особенности к поклонницам. Но, понимаете, когда взрослая умная женщина подходит, дарит тебе цветы или просто произносит слова благодарности - это одно. А караулящая тебя у входа кричаще-плачущая толпа истеричных девчонок - это совсем другое. Это - неприятно, от этого хочется сразу уйти, а вернее, убежать. Толкать и отмахиваться от женщин - это неприлично, это не по-мужски. Оставаться и вести с ними переговоры - бесполезно, они никого, кроме себя, не слышат. И тогда я решил: пусть мне будет стыдно, но я убегу. Правда, они ринулись за мной, но я все же бегаю быстрей.

- Скорее всего, юные поклонницы отождествляют актера Дениса Суханова с Шантеклером - авантюристом-романтиком, а такие женщинам нравятся. А вы сами как считаете, есть в вашей натуре что-нибудь именно от этого петушиного персонажа?

- Несмотря на то, что наш петух француз и обладает чисто галльским темпераментом, я его играю с позиции русского человека. А у нас эта птица - персонаж добрых сказок. С петухом мы ассоциируем благородство, силу, доброту, ну и, разумеется, лидерство. Мне лично кажется, что я по жизни тоже добрый и способен на благородные поступки. Драться, как петух, я не люблю. Никогда, по крайней мере, не замечал в себе петушиной агрессии. Но зато могу признаться честно - азартный до безумия. Если уж увлекусь чем-нибудь, то до упора. Не буду замечать ни дня, ни ночи, ничего вокруг, весь растворюсь в своем занятии - вот в этом я - петух!

- А как так вышло, что ваш сценический петух получился таким "натуральным" и походка у него петушиная, и поворот головы... Неужели этому обучают в школе актерского мастерства?

- В школе не обучают. Самому учиться приходилось. Перед началом репетиций мы с Константином Аркадьевичем (Райкиным. - Прим. авт.) специально поехали в зоопарк. Нашли там вольер с настоящим орловским петухом и длительное время за ним наблюдали. Смотрели, как он ходит, как напускает на себя важность, как хлопает крыльями. С каким выражением (чуть не сказал лица) кур собирает. Одним словом, подсматривали за ним, подсматривали, а потом эти повадки перенесли на сцену.

- Ну раз уж вы сами упомянули кур, то не могу не спросить о ваших жизненных предпочтениях: в земной жизни Шантеклер-Денис Суханов выберет яркую, но небезопасную авантюру с "фазаночкой" или это будет надежная, верная, безпроблемная "курочка"?

- Не могу ответить вот так навскидку, потому что жизнь - это, к счастью, не пьеса, и в ней однозначных персонажей не бывает. Мы все в чем-то хороши, а в чем-то плохи. Главное в личности - это все-таки сама личность. Вот такие люди мне, безусловно, интересны.

- И все-таки, признайтесь честно, ведь вам самому нравится ваш Шантеклер, вы бы хотели походить на него?

- Шантеклер нравится. А как может не нравиться личность яркая, парящая над обыденностью? Ведь многим из нас по жизни не хватает именно таких вот высоких жизненных целей. Ведь если бы каждый из нас, подобно моему герою, понимал, что его миссия на земле уникальна, что он рожден ни больше ни меньше как для того, чтобы поднимать Зарю, то, возможно, и не было бы у нас такого количества опустившихся людей. Ведь изначально как: живут на лестничной площадке два молодых соседа, каждый надеется, что в жизни его ожидает что-то грандиозное, что его появление на этом свете неслучайно, что все лучшее - вот оно, впереди, и обязательно сбудется. А потом проходят годы, и вот уже на той самой лестничной клетке через стенку живут поэт и пьяница.

- Но все действительно не могут быть талантливыми...

- Все не могут быть поэтами, не могут быть гениальными инженерами, но можно быть прекрасным человеком. Умным отцом, доброй матерью, достойным горожанином в конце концов. Можно, конечно же, сказать, что, мол, везет не всем. У одного "сложилось", а у другого - нет, что одному повезло в жизни, а другой в очереди за счастьем не стоял. Но это все оправдания тех, кто позволил себе сломаться. Ведь рано или поздно нас всех покидают юношеские иллюзии, и мы понимаем, что, что бы мы ни делали, какие бы подвиги ни совершали, каким бы великим целям ни служили, а жизнь будет продолжаться и после того, как мы из нее уйдем. Вот это вот "прозрение" и ломает людей. И тогда все существование кажется бессмысленным, а любые телодвижения - напрасными. И, собственно говоря, именно на этой идее и выстроена пьеса "Шантеклер".

- По-вашему, это музыкальное шоу - "урок человечеству"?

- Безусловно. Пьеса написана сто лет назад, а тема обывательской депрессии, вызванной поиском смысла жизни, стала еще актуальней. В нашем сознании рушатся идеалы, а новые им на смену не приходят. Мой Шантеклер ни много, ни мало, а поднимал над Землею Солнце! Вы только представьте его ощущение собственной значимости! А потом пелена с глаз падает, и он понимает, что такой же, как и все куры, а предвестником зари он был только лишь в собственной голове... То же самое происходит и в головах каждого из нас. Только одни складывают крылья и сливаются с общей серой массой "курятника", а другие строят новые иллюзии и живут достойно, ни на минуту не забывая при этом, что и новые идеалы тоже всего лишь иллюзии.

- А к своей новой роли Арбенина в спектакле "Маскарад" вы тоже относитесь, как к дымке, которая рано или поздно рассеется?

- Безусловно. Сейчас с этим спектаклем происходит то же самое, что и в свое время с "Шантеклером". О нем говорят, спорят, ругают, хвалят. Пройдет время, и он уйдет с подмостков так же, как "Шантеклер". И я о нем буду вспоминать, как о своем детище, которому отдал все свои силы, какую-то часть жизни, холил его, лелеял, а потом оно выросло и перестало во мне нуждаться. И, как повзрослевшего ребенка, я его отпущу.

- Признайтесь честно, надеетесь, что "Маскарад" укрепит вашу популярность, завоеванную в "Шантеклере"?

- По поводу популярности не могу ничего сказать. А вот актерское мастерство действительно в нем нарабатывается. А что касается популярности, то это настолько непредсказуемая вещь! Вот, например, в самом начале своей карьеры мне Господь послал удачу (я действительно так считаю) - я получил главную роль в одном из хороших спектаклей. По своей неопытности я было подумал (сейчас смешно, конечно, об этом говорить, но это так), что вот она - Слава. У меня главная роль - теперь я стану знаменитым, мне будут поступать самые заманчивые предложения. Ну, в общем, подобный самовлюбленный бред посещал мою голову до тех пор, пока мы не начали его играть. Представьте себе: спектакль имеет успех, у меня главная роль, а на занавесе я получаю в лучшем случае два жалких цветочка. Зато мой коллега по сцене, который в том спектакле был на второстепенной роли, уносил со сцены охапки букетов и срывал все аплодисменты.

- Значит, долгожданных "выгодных предложений" к вам тогда так и не поступило?

- Те, которых ожидал, не поступило. Зато поступило другое: через своих коллег я узнал, что ту мою работу одобрили мэтры театра. Люди, чье мнение мне, да и любому артисту, было дорого.

- Ну не томите, признайтесь, кто же вас так тогда похвалил и "окрылил"?

- Неелова. Понимаете, сама Неелова!

- Согласна - это дорого стоит. И все-таки: где бы вам хотелось сыграть, куда вас не зовут?

- Хотел бы сыграть в хорошем телесериале. В качественном. Чтобы много серий, но без "мыла".

- Это где ж вы видели такой сериал, чтобы без "мыла"?

- Его все видели. "Место встречи изменить нельзя" - чем вам не сериал?

- Возможно, в роли Жеглова читателям вас трудно представить, а вот Шантеклером вас запомнят надолго. Чего бы ваш сценический петух пожелал накануне года Петуха?

- Всем желаю петушиного азарта, задора и чтобы у каждого была своя Заря!

Беседовала Оксана Касаткина