|
| |
|
Радиостанция «Маяк»
Владимир Агеев и Денис Суханов
Эфир 27.09.2004
В театре "Сатирикон" готовится премьера "Маскарада", и у нас в гостях - режиссер спектакля Владимир Агеев и актер Денис Суханов.
- Денис, какую роль вы играете?
СУХАНОВ: Я играю Арбенина, но в два состава с Максимом Авериным. И в два состава Казарина. То есть, мы меняемся местами
каждый новый спектакль.
- А нет ни одного дублера, который мог бы заменить того или другого?
АГЕЕВ: Есть. Например, роль Неизвестного играют в паре Володя Большов и Гриша Сиятвинда. Они как раз могут периодически
отдыхать. Баронессу Штраль играют тоже две актрисы - Алина Варганова и Наташа Вдовина.
- Судя по составу, можно сделать вывод, что неглавных мужских ролей в этом спектакле нет. Вы просто еще не сказали, кто
играет Нину. Но, судя по тому, что Неизвестного играют Сиятвинда и Большов, Арбенин и Казарин - это тоже первые актеры
труппы, неглавных нет.
АГЕЕВ: Получается, так. А Нину у нас играет молодая актриса, выпускница Константина Аркадьевича Глаша Тарханова.
- Которую уже все похвалили за роль в "Доходном месте". Она, по-моему, тогда еще была студенткой.
АГЕЕВ: Она и сейчас еще студентка, четвертый курс. То есть, у нас фактически двойной состав. Я бы даже не мог сказать,
какой из них первый, а какой второй. Это два совершенно разных и полноценных состава. Каждый имеет свое обаяние, свой вкус
и аромат.
- У вас есть слава режиссера, который ставит совсем разные спектакли: "Любовь к английской мяте", "Учитель ритмики",
"Пленные духи" в Центре драматургии и режиссуры Казанцева...
АГЕЕВ: У меня еще были такие вещи, которые не дошли до Москвы. К примеру, две символических пьесы Ибсена - "Женщина с
моря" и "Когда мы, мертвые, пробуждаемся".
- И где они поставлены?
АГЕЕВ: Они поставлены в Пензе и новосибирском "Красном факеле".
- Я думаю, что Константин Аркадьевич вряд ли видел эти два спектакля. А какие ваши постановки он видел? И по каким из них он
решил вас пригласить?
АГЕЕВ: Я считаю, что Константин Аркадьевич видел правильные для постановки у него спектакли. Он видел "Пленные духи" -
камерный спектакль, и посмотрел на кассете два спектакля большой формы - "Женщину с моря" и "Торжество любви".
- А как вы с ним договаривались?
АГЕЕВ: Константин Аркадьевич разговаривал со мной на равных. Я чувствовал по намекам, что он пытался мне
просигнализировать, чтобы я понял, чего ему хочется. Понятное дело, что здесь большой зал, что сюда ходит определенная
публика. В этом театре уважают, что я мыслящий, думающий режиссер, которому интересно экспериментировать, но я должен был
учесть всю эту ситуацию. Я это понял по каким-то его легким намекам, не давлению даже. Но я сам, в общем, трезвомыслящий
человек и понимаю, что когда я прихожу в театр, я должен в первую очередь чувствовать публику, которая ходит в этот театр,
и отнестись к ней с уважением, и при этом показать себя все-таки не ремесленником, а художником. То есть, какой-то род
эксперимента должен быть, но этот эксперимент должен быть направлен по пути, например, такого театра и адресован такой
публике. Все это я, естественно, учитывал. Я ставил на Бронной, и это был адрес ушедшей эфрософской публики. Кто-то это
понял, кто-то нет. А в "Сатириконе" я другой публике адресовал спектакль.
- Вы сказали про эксперимент. А в чем он будет заключаться в "Маскараде"? Арбенин не будет травить Нину? Или не будет игры в
карты, а будет игра в рулетку? Или эксперимент, что называется, над всем этим будет парить?
АГЕЕВ:Эксперимент, как мне кажется, заключается в разборе текста, который расставляет все по-другому. От этого меняется
игра, меняется визуальное решение, музыка, игра актеров, даже движения. Поэтому главное даже не то, отравил он или не
отравил. Лермонтов - глубочайший мистический художник, не только российский, но и мировой, до сих пор неоткрытый, как я
считаю. Может быть, я беру на себя много, но я попытался открыть его и адресовать эту пьесу современному зрителю и даже
кинозрителю. Я очень многое беру от дыхания современной культуры в кино, поэтому я всегда разбираю пьесы на уровне
блокбастеров сродни "Властелину колец", "Пятому элементу", и разбор идет на таком уровне, что обязательно есть тема конца
света, обязательно есть столкновение света и тьмы. И вот сейчас это должно произойти - либо все зальет тьма, либо все
зальет свет.
- Вообще, я в мистические совпадения верю, но в театральную мистику, честно говоря, не очень. Я думаю, что в том, что
невозможно поставить "Мастер и Маргариту", театральные деятели сами себя убеждают. Вы об этом думали? И ставили ли
какие-нибудь преграды на пути этой мистики, которая может разрушить эту премьеру, может помешать ей?
АГЕЕВ: Мне хотелось сделать подарок Михаилу Юрьевичу. Я сейчас буду говорить очень нагло, но мне кажется, что он до сих
пор не видел правильной интерпретации.
- То есть даже мейерхольдовская неудачная?
АГЕЕВ: Дело в том, что я не видел этого спектакля, хотя предполагаю, что это было лучшее. Может быть, я скажу крамольную
вещь, но перед своей постановкой я вообще не занимался исследованиями материалов о других постановках, даже васильевской,
которую я десять лет назад видел в дежурном исполнении, и уже, конечно, ничего не помню. Я специально не входил в историю
создания этой пьесы. Я просто знал, как она делается, и попытался свежими мозгами разобрать ее по-другому. Я понял, что там
есть заветная мечта Лермонтова примирения с Богом через эту пьесу. И никто его не примирил. Я попытался это сделать.
- Это очень режиссерские мысли. А что важно в этой истории для актера? Что надо уметь артистам, которые будут играть эти
роли? Наверное, нужно уметь играть в карты или незаметно что-то подсыпать в пищу? Наверное, нужно уметь и двигаться так,
как, вполне возможно, двигались иначе люди XIX века? Что из умений было самым главным и самым сложным? Или это все вообще
не входило в задачи? Например, карточная игра.
СУХАНОВ: Я сам не игрок в жизни и к картам не имею никакого отношения. Никогда не угадаешь, какие навыки и умения будут
нужны тебе для следующего спектакля, для следующей работы. Только зная о том, что мы будем делать, можно уже об этом как-то
фантазировать. Фантазировать, но не применять это на практике. Мне не надо было ходить в игорный дом, проигрывать огромные
суммы денег, чтобы почувствовать это. Весь опыт невозможно исчерпать, судя по огромному разбросу драматургии. В разные
времена разные страсти кипели. Мне не надо проходить все эти горнила, не надо все это на своей шкуре испытывать. Нужно,
когда мы занимаемся конкретно каким-то произведением, максимально это почувствовать и понять. Это больше фантазийная идет
работа, но под руководством режиссера.
- Есть что-то такое, что в поведении Арбенина или Казарина остается для вас тайной, почему он поступил так, а не иначе?
Более загадочной фигурой считается Арбенин. Мне интересно, может быть, для вас как раз больше непонятного в фигуре Казарина?
СУХАНОВ: Люди, которые злы и принадлежат злу, прекрасно это понимают, отдают себе в этом отчет и продолжают в нем жить, -
вот это загадка. Если человек понимает, что он живет плохо, ему надо выйти из этого мира. А сила этого зла до такой степени
мощна, что она не дает выйти человеку, уже попавшему туда. Загадка, когда человек понимает, не хочет так жить и остается
там. Это Арбенин. Казарин знает и хочет там быть, ничего не хочет менять, он хочет все вернуть на круги своя. Если кто-то
хочет выйти из этого круга, освободиться, как Арбенин, Казарин, наоборот, хочет, чтобы он вернулся.
- Есть ли какие-то роли, которые помогли вам в работе над нынешними ролями Арбенина и Казарина?
СУХАНОВ: Это имеет значение как чистый опыт. Чем больше ты работал в театре, тем у тебя больше каких-то общих
профессиональных навыков. Но к каждой новой роли, каждой новой работе надо подходить с чистого листа, с абсолютно
ученическим школьным настроением. Нужно максимально понять задачу режиссера, его идею, идти за ним, потому что только он
может понять и вывести тебя куда-то. Ты найдешь какую-то новую свою дорогу, не опираясь на то, что у тебя было раньше, идя
за режиссером, который другой, который новый, с которым ты никогда не работал, который тебя может вывести на другой
уровень. И надо максимально отодвинуть все, что у тебя было до этого. Это чисто практические вещи, может быть, даже
эгоистичные.
- Это звучит как теория. Неужели в "Сатириконе" все актеры такие, как Денис, и все так работают, с чистого листа?
СУХАНОВ: Я хочу сказать, что это вообще неправильная актерская позиция - позиция антагонизма к режиссерской теории, к
самому режиссеру. Не должно быть никакого спора. Режиссер всегда прав.
- А если он не прав?
СУХАНОВ: Неважно. Я не могу с ним спорить. Я не могу нагнетать напряжение, потому что тогда ничего не получится. Это
должно быть только на созидании, на понимании друг друга. Надо хотеть это сделать. Когда люди не понимают друг друга и
всячески вредят, что из этого может получиться? Одна мука. Кому это надо?
АГЕЕВ: Гриша, конечно, есть доля правды в вашем сарказме по этому поводу. Я думаю, что Денису везло с режиссерами. И в
нашем полку не все удачно. А то, что актеры не все такие, как Денис, это я на своей шкуре узнал. Действительно, очень
многие любят идти через противодействие, ищут какие-то другие пути. Может быть, они заводятся от этого, и им нужно
обязательно войти в какой-то творческий конфликт. Я знаю таких актеров. Но, честно говоря, меня это изматывается, мне это
неинтересно. Я трачу энергию не на созидание, а на ломание каких-то барьеров. Слава богу, это один-два актера на большое
количество исполнителей. Я имею в виду чужой театр, в котором я не выбираю актеров.
- А что, разве не вы выбирали актеров для своего спектакля?
АГЕЕВ: Естественно, я. Но когда ты впервые работаешь с актерами, ты же не знаешь точно их позицию, их ответ на твое
предложение. Ты все равно впервые работаешь с ними. И я всегда допускаю, что что-то может произойти. Кто-то сразу тебя
понимает и тут же начинает фантазировать в предложенном рисунке, тут же ищет. Мне, например, очень понравился Володя
Большов, который мои предложения еще и развивал. А кто-то не сразу в это входит. Может, это зависит от группы крови. Но я
все равно отношусь с любовью к любому актеру, я отношусь к нему как к ребенку. Это либо послушный ребенок, либо капризный,
я все равно их всех люблю. Главное, чтобы к премьере мы все-таки пришли одним ансамблем, с кем-то, может быть, и
поборовшись, но чтобы в результате мы пришли к единодушию. В основном так и происходит.
- А "Маскарад" - это предложение Константина Райкина или это давнее желание помимо новой замечательной драматургии братьев
Пресняковых или Екатерины Садур поставить такую вот старорежимную мелодраму?
АГЕЕВ: Во-первых, сразу же буду отрицать, что это старорежимная мелодрама. Это вот тот стереотип, который я и хотел с
помощью моих помощников и друзей - актеров и постановочной группы - разрушить, причем, до основания. Это не романтическая
мелодрама. Мы с Константином Аркадьевичем вели переговоры больше двух месяцев и искали такое название, которое бы вызвало у
нас единодушие. Как-то совершенно случайно мне пришло в голову, что "Маскарад" - это название, которое действительно
совпадает и со стилем этого театра, и с тем настроением, которое я могу передать. Это произошло, как вспышка. И когда я
назвал на следующий день Константину Аркадьевичу этот спектакль, я увидел у него такую же вспышку в глазах. И мы тут же
порешили, без всяких даже размышлений. Это, видимо, мистически происходит. Так что, "Маскарад" вошел в "Сатирикон"
совершенно мистически.
- А это будет русская история? И вообще, как вы к ней относитесь? Как к истории, которая могла произойти только в России,
или для вас она лишена каких-либо корней?
АГЕЕВ: Российского в ней только то, что она написана русским языком, человеком, который вырос все-таки на русских дрожжах
и там есть, наверное, какие-то подсознательные акценты, что это Россия. Но я отношусь к любой пьесе таким образом, чтобы
она была вне времени, вне нации, чтобы это была история вселенская.
- В театре "Сатирикон" есть грустная, на мой взгляд, традиция: так как число спектаклей, идущих на большой сцене, не должно
быть больше семи, каждый новый спектакль, к сожалению, вытесняет какой-то, часто не худший, спектакль. К слову, плохих там
и нет. В связи с этим, "Маскарад" какой спектакль вытесняет? Это уже известно?
СУХАНОВ: Известно. Еще четыре месяца мы поиграем "Шантеклер" и будем с ним прощаться, к моему большому сожалению. Тем не
менее, это необходимо. Когда появляется что-то новое, надо расставаться со старым. Это такой закон жизни.
- Сколько спектаклей было сыграно?
СУХАНОВ: Уже почти 200.
- Жаль. Но будем ждать теперь новую премьеру.
Ведущий программы Григорий Заславский
|
|
|