БИОГРАФИЯ

СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ

СПЕКТАКЛИ

КИНОРОЛИ

ФОРУМ, НОВОСТИ

ССЫЛКИ

АРХИВ

 

 

МОСКОВСКИЕ ЗВЁЗДЫ
Денис Суханов: «До и после «Шантеклера»


Не всякий молодой характерный актёр может похвастаться такими ролями, как Жадов, Шантеклер, Арбенин. Не всякий актёр может похвастаться тем, что так рано стал лауреатом Госпремии России. Не всякий актёр может похвастаться своим безоговорочным успехом в одном из лучших театров Москвы и работой с классиками театральной режиссуры. Артист театра «Сатирикон» Денис Суханов недавно выпустил премьеру спектакля «Маскарад», где играет в два состава роли Арбенина и Казарина.

- Почему, окончив хореографическое училище, вы пошли в драматический театр?

– У меня был меркантильный интерес. Мой отец – профессиональный футболист. Я помню кризис человека, который был активен, популярен, силён, а после того как закончил играть, стал не нужен. Я с детства понимал, что век спортсмена и век артиста балета короток, а драматический актёр может «жить» на сцене гораздо дольше. К тому же актёр, обладающий хореографическим образованием, становится более ценным, расширяя палитру профессиональных качеств.
С первого моего похода в театр я мечтал стать драматическим актёром. Первый спектакль, который я посмотрел, был «Гаврош», и мне страшно захотелось принять участие в этом действе, хотя все мои одноклассники остались к нему равнодушными.

– После окончания курса Авангарда Леонтьева в Школе-студии МХАТ был ли у вас выбор между театрами? Если да, то почему именно «Сатирикон»?

– Во-первых, надо отдать должное Константину Аркадиевичу Райкину, который всегда с большим интересом смотрит все актёрские показы и никогда не отказывает в просмотре. Я показывался в «Сатириконе» задолго до окончания школы-студии, и Райкин сразу предложил мне работать. Его предложения были настолько убедительными, что я понял: отказать нельзя.

–Вы работали с такими режиссёрами, как Стуруа, Бутусов, Фокин, Райкин, Агеев. С кем из них вам было интереснее работать? Какими особенностями обладает каждый из них?

– Каждый являет собой большую личность, обладает профессиональными особенностями. У Валерия Фокина на первом месте строгость и чёткое понимание того, чего хочет. Мне кажется, приступая к работе над спектаклем, он всё продумал, заранее мысленно построил и терпеливо добивается от артиста выполнения поставленных задач.
У Роберта Стуруа присутствуют некоторые отклонения от первоначальных задумок. Юрий Бутусов – сплошной поиск: для него репетиция – бесконечная проба с самого начала работы над спектаклем. Агеев понимает, чего хочет, но в метафизическом смысле. Для него идея гораздо важнее конкретики. Свои придумки философского плана он притягивает к бытовой жизни.

– «Сатирикон» – театр с ярко выраженным лидером. Вам как актёру трудно работать с Константином Аркадиевичем?

– Нисколько. Я очень ему благодарен за постоянную поддержку и помощь в работе. С ним, пожалуй, не легко работать как с режиссёром, но не сложнее, чем с любым другим талантливым человеком. Мы уже пять или шесть спектаклей создали вместе, и понимание перешло в такую фазу, когда люди понимают друг друга больше чем с полуслова-полувзгляда. Я по одному его жесту понимаю, чего он добивается. Творческие отношения актёра с режиссёром выходят на такой уровень, что и слова не нужны.

– Денис, а есть ещё режиссёр, с которым хотели бы поработать?

– Сейчас появились молодые режиссёры, с которыми было бы интересно встретиться. Это и Ольга Субботина, и Серебрянников, и Нина Чусова.

– Есть ли роль, которую мечтаете сыграть?

– Я с институтских лет мечтаю сыграть князя Мышкина и Раскольникова: вообще, Достоевский давно мой любимый автор. Был бы рад играть в любом его произведении, и особенно в «Идиоте» и «Преступлении и наказании». Но пока мечты остаются несбыточными.

–Играя в «Маскараде» Арбенина и Казарина в два состава, мысленно оцениваете партнёра, исполняющего вашу роль?

– Мы, конечно, оказались в тяжёлом положении. И проблема скорее техническая, а не психологическая. Арбенин и Казарин – роли, существующие в связке: на сцене они постоянно вместе. Поэтому на репетициях мы часто хватали себя за языки, чтобы не произнести реплику партнёра. Мы в этом спектакле решаем несколько задач: играем две совершенно разные роли и пытаемся не залезть на «чужую территорию».

– Получив множество наград, являясь ведущим актёром театра, чувствуете ли зависть коллег?

– Не чувствую.

– Это особенность коллектива?

– Думаю, да. Я в выборе коллектива не ошибся. Тут очень радуются чужим удачам, чужим победам. Мне, к счастью, не с чем сравнивать, я вообще не встречал завистливых.

– Тяжело расставаться со своими работами?

– Недавно сняли спектакль «Шантеклер», который был моим любимым. Столько терпения и труда было отдано ему, и я всегда с огромным удовольствием выходил на сцену. Понимаю, что столь масштабной, многогранной работы, требующей такого количества актёрских качеств, у меня уже не будет. Спектакль долго шёл на сцене. Мне было очень тяжело. Чувствуешь, будто твой ребёнок покидает тебя, уезжает навсегда. Кажется, любой артист с каждой ролью, даже самой нелюбимой поначалу, с трудом с ней расстаётся, поскольку она становится перевёрнутой страницей, остаётся в воспоминаниях.

– От популярности сносит голову? Замечаете в себе какие-нибудь перемены из-за успехов?

– Хочется верить, это не так, хочется сохранять адекватный взгляд на вещи и на себя, не зарываться.

–Какие качества в себе любите? Они, на ваш взгляд, помогают в жизни?

– Люблю в других людях постоянство и стараюсь воспитывать его в себе. Это качество очень ценю в партнёрах, когда человека не шатает из стороны в сторону, он не меняет резко свои взгляды, стабилен и надёжен.

– У вас есть такие партнёры?

– Да. В первую очередь Райкин. Это качество важно в работе, а ещё лучше, когда оно распространяется и на жизнь человека, его характер.

– Чего боитесь в жизни больше всего?

– Боюсь быть ненужным, невостребованным. Когда не будет работы, не будет ничего. На данный момент знаю, что одиночество можно пережить, если у тебя есть работа. Человеку, любящему свою работу, она помогает в критические моменты.

– Вы пришли в театр в 1997 году, что изменилось в «Сатириконе» за это время?

– Во-первых, в театре появилась русская классика: «Маскарад», «Доходное место» «Ай да Пушкин!..» на малой сцене, «Снегурочка», а раньше «Сатирикон» за глаза называли «театром иностранной драматургии». Во-вторых, театр когда-то упрекали за то, что нет персонифицированных артистов. Сейчас такого сказать нельзя, ведь есть Гриша Сиатвинда, Максим Аверин, Тимофей Трибунцев, Яша Ломкин. Это всё личности.

– Как вы думаете, Денис, что-нибудь изменится с приходом в театр нового курса Райкина?

– Думаю, да, поскольку произошло стремительное вливание в труппу целой группы молодых актёров. Раньше мы считались молодыми. Могу сказать, что знаю несколько талантливых ребят из нового потока. Поскольку они яркие, это может повлиять на репертуарную политику театра. Для театра обновление труппы – очень хорошо, для личных интересов – не очень, что тут лукавить. Перемены могут быть не в нашу пользу, но что поделать. Снова стоит вспомнить о зависимости актёра.

Беседовала Даша УРСУЛЯК