БИОГРАФИЯ

СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ

СПЕКТАКЛИ

КИНОРОЛИ

ФОРУМ, НОВОСТИ

ССЫЛКИ

АРХИВ

 

Фото: Екатерина Цветкова

Фото: Екатерина Цветкова

Фото: Екатерина Цветкова

Фото: Екатерина Цветкова

Фото: Екатерина Цветкова

 

ШАНТЕКЛЕР

Эдмон Ростан
Драматическое шоу

Роль - Шантеклер

Постановка - Константин Райкин
Сценография - Борис Валуев
Костюмы - Алла Коженкова
Музыка - Илья Хмыз
Хореография - Александр Пепеляев
Режиссер по пластике - Леонид Тимцуник.

Премьера - 1 мая 2001 года

Премия "Чайка" в номинации "Прорыв" - 2001 год

Государственная премия в области литературы и искусства - 2004 год

* * *

ПРЕССА

Д.Суханов играет объемно, страстно и откровенно романтически. Оказывается, так можно в сегодняшнем театре – при абсолютно современной молодой внешности и пластике существовать вечным поэтом, забиякой и пылким влюбленным, желчным гордецом и жизнерадостным хулиганом. Все свежо, убедительно, при этом – никакого «постмодернизма». К.Райкин ничего не «снижал» в ростановской пьесе – ни пылкости чувств, ни острой игры ума, ни материй чести, ни дерзких полетов поэтической души. Галльский петух в российском варианте, не утратив блестящего оперения, обрел еще и некую ироническую человечность…

* * *

…Денис Суханов – артист, заметный в “Квартете” и “Кьоджинских перепалках”, но здесь впервые так серьезно заявивший о себе. Суханов хорош уже тем, что наконец меняет представление о типе “сатириконовского” премьера… Молодой артист выкладывается на полную катушку, но, самое главное, он, похоже, хорошо чувствует тему, которая так сильно занимает Райкина. Петуха Шантеклера в пьесе Ростана настигает не только любовь к Фазаньей курочке, но и драма крушения иллюзий. Разочарование, оглушившее Шантеклера, когда он открыл, что солнце встает вовсе не по его воле, осознание собственной ничтожности и умение обратить поражение в силу – весь этот внутренне очень серьезный сюжет пережит Денисом Сухановым с искренней взволнованностью человека, которому это близко. Из-за внезапно возникающей интонации сопричастности спектакль неуловимо преображается…

* * *

Суханов - открытие не только Райкина, но и всего театрального сезона.
Денис Суханов кажется как раз таким, чей актерский потолок пока не виден, в нем помимо умения читать стихи, эффектно взлетать на верхнюю жердочку конструкции, представляющей птичий двор, - редкое на нынешней сцене мужское обаяние.

* * *

Райкину удалось сделать зрелище ни в коем случае не легковесное, а насыщенное и даже глубокое. В первую очередь благодаря актерам, и особенно Денису Суханову, сыгравшему Шантеклера... Суханов с виртуозной легкостью отображает все переходы настроений своего героя, от поэтического восторженного экстаза до головокружения влюбленности, от ощущения бесспорной силы и власти над миром до страшной горькой сломленности...

* * *

Константин Райкин ставит в "Сатириконе" "Шантеклер" (не забывайте, что автор первоисточника Петроний покончил с собой, чтобы избежать казни по приговору Нерона), самую простую, мощную и однозначную пьесу Ростана. А Ростан был романтик. Романтики же, русские и французские, такими родились на свете, что не сдаются нигде и никогда! …На сцену вступает юный Денис Суханов в радужном ореоле крыльев Шантеклера, петуха, пробуждающего рассвет. Потом он куда-то убирает крылья, как ненужный инвентарь. Но ореол все равно остается. Он - в гордой посадке головы, в поступи героя и триумфатора, в юном максимализме, в мессианстве, в ненависти к Ночи. У Ростана это смертельное противостояние: Шантеклер и Ночь. Оказывается, ночным хищникам действует на нервы даже не сам рассвет, а только "кукареку", напоминающее о его неизбежности. Им, видите ли, это не дает спокойно совершать преступления!.. А Денис Суханов верует, что Солнце без него не взойдет. Это чистая иллюзия, но веровать надо: ночные хищники, заслышав этот сигнал зари, не смогут спокойно добивать, терзать, пожирать...

* * *

Возможно, пока спектакль кажется несколько многословным (по нынешним временам двух слов бывает много там, где можно обойтись одним), но игра Суханова компенсирует если не все, то почти все. Впервые вышедший на сцену еще студентом (он учился в Школе-студии МХАТ у Авангарда Леонтьева) в эпизодической роли гостиничного слуги в знаменитом спектакле Валерия Фокина "Нумер в гостинице города NN", он показывает (и здесь импортное словцо "шоу" оказывается, что называется, ко двору) умения, о которых только может мечтать "синтетический" режиссер… Его петух Шантеклер невероятно пластичен, он музыкален, он патетичен, трогателен... Словом, он - настоящий герой, об отсутствии которого на нашей сцене так любят сокрушаться и который явился в самом неожиданном обличье - в облике ростановского петушка, но именно там, где это только и могло случиться, - в "Сатириконе".

* * *

«Шантеклер», в сущности, чем-то похож на «Сирано де Бержерак», но только вместо огромного носа у Шантеклера – клюв и красный гребешок. Подобно Сирано, Шантеклер – воин (он безрассудно вступает в бой с бойцовым петухом-убийцей) и поэт… В пьесе есть несколько отличных узнаваемо-ростановских монологов, кипятящих кровь в жилах даже самым меланхоличным. Центральный монолог Шантеклера, поднимающего своим криком солнце, был отыгран в спектакле Денисом Сухановым так здорово, что после этого даже не очень ловко снисходительно называть этого актера «подающим надежды».

* * *

…Шумному и хорошо одетому, поющему и танцующему миру курятника, оказывается, нужен бескорыстный, хотя и не лишенный тщеславия певец зари Шантеклер. Появившись в скромном темном плаще, через мгновение он обнаружит под ним сияющие крылья внутренний огонь, и будет петь гимн солнцу-мячу, бережно передаваемому зелеными человеко-горами высоко под колосники… Дуэт Шантеклера и Фазаньей Курочки удача спектакля. Великолепная пластика и мощная энергетика Дениса Суханова в сочетании с тонкой психологичностью проживания роли и изяществом Марины Кангелари заставляет неотрывно следить за перипетиями конфликта любви и призвания. На фоне повторяющихся танцев обитателей курятника и леса, и большей частью съедаемых ритмом монологов и реплик, по-настоящему волнует только их история, и полетный темперамент дрозда.

* * *

В оценке исполнителя заглавной роли сходятся практически все. Да и сложно не заметить очевидные вещи. Гордый Шантеклер Дениса Суханова, любимец птичьего двора, воплощение солнечного света, всего яркого и ясного в этом мире, конечно, не Сирано де Бержерак. Но актеру удалось максимально приблизиться к этому образу. Его Шантеклер способен на все: он с легкостью командует своим небольшим королевством, да так, что ему охотно подчиняются все; он самозабвенен и неистов в любви (кстати, еще одно редкое сегодня качество - умение играть любовь - присутствует у Суханова в полной мере ); он воспринимает мир как поэт - обостренно, пронзительно, с ноткой идеализма и ненавистью ко всему серому, грязному и скучному. Более того: когда грубая реальность почти одерживает верх, он даже после чудовищного слома на разрыв сердца, после крушения всего дорогого и важного, сохраняет способность жить дальше.









 

 

Фото Е.Цветковой

Фото: Екатерина Цветкова

Фото: Екатерина Цветкова

Фото: Екатерина Цветкова

Фото: Екатерина Цветкова

Фото: Екатерина Цветкова

Фото: Екатерина Цветкова

 

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz